Мнемотаблицы для заучивания стихотворений для детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 16.01.25
Время прочтения статьи: 10 мин
Мнемотаблицы для заучивания стихотворений для детей старшего дошкольного возраста
Детям часто приходится разучивать стихотворения в школу, но не всем это даётся легко. Многие родители тратят несколько часов, по сотне раз повторяя одни и те же строки, чтобы они закрепились в голове ребёнка хотя бы до следующего урока литературы. Выход есть. Обучение можно упростить, если в дошкольном возрасте заняться мнемотехникой.
Быстрое запоминание информации — это навык, который пригодится каждому ребёнку. Его можно развить как своими силами, так и с помощью профессиональных педагогов из Udemika, которые научат детей полезным приёмам и привьют им любовь к учёбе.
Что такое мнемотехника и в чём её преимущества
Мнемотехника — это набор приёмов, которые упрощают запоминание информации и улучшают память. Строится мнемотехника на подборе ассоциаций, зрительных образов.
Что делает мнемотехника:
Помогает точно запоминать тексты, а также быстро заучивать стихотворения;
Улучшает зрительную и слуховую память;
Развивает воображение, помогает подбирать ассоциации;
Кроме того, благодаря мнемотехнике дошкольники легче адаптируются к учёбе, они с большим интересом втягиваются в занятия.
Как правильно знакомить ребёнка с мнемотехникой
Самый эффективный способ выучить стихотворение или другой текст — воспользоваться мнемотаблицей. Начинать освоение этой техникой можно с 3 лет.
Вот что вам нужно знать о мнемотехнике перед обучением ребёнка:
Мнемотаблица состоит из нескольких частей — мнемоквадратов. Каждый мнемоквадрат — это карточка с рисунком, где изображена вещь, событие или действие.
Из таких карточек строится мнемодорожка — если её прочитать, то получится словосочетание или целое предложение.
Наконец, если соединить несколько мнемодорожек, то соберётся мнемотаблица — тот самый текст, который мы в ней зашифровали.
Чтобы приучить ребёнка к мнемотехнике, действуйте постепенно: начинайте с отдельных элементов, то есть с квадратов, затем используйте мнемодорожки и, только когда ребёнок научится ими пользоваться, беритесь за таблицы.
Учим с ребёнком стихи по мнемотаблицам
Таблицы помогают быстрее выучить стихи — они визуализируют образы, связывают между собой текст в последовательную зрительную историю.
Сначала вам нужно выбрать стихотворение, а затем составить по нему мнемотаблицу. Внимательно изучите текст и разбейте его на отдельные части-образы — например, построчно. К каждому слову или предложению подберите подходящую иллюстрацию. Вы можете как самостоятельно рисовать картинки, так и скачивать их в интернете. Главное, чтобы ребёнок понимал все изображения.
Вот что нужно сделать, чтобы ребёнок выучил стихотворение с помощью мнемотаблицы:
1. Первым делом прочтите стихотворение вслух. Это может сделать и ваш ребёнок, если он уже научился читать.
2. Затем повторите текст, но на этот раз делайте паузы, показывайте ребёнку изображения.
3. Уточните, понял ли ребёнок текст. Задавайте уточняющие вопросы. Убедитесь, что ребёнок знает значение всех слов.
4. Прочтите по отдельности каждую строчку, вместе с этим показывайте картинку, чтобы у ребёнка сложилась правильная ассоциация. Пусть ребёнок повторяет за вами. Повторите это несколько раз, чтобы информация закрепилась в памяти.
5. Дайте ребёнку прочитать всё стихотворение по таблице.
Учимся пересказывать небольшие тексты по мнемотаблицам
Алгоритм запоминания текстов примерно такой же, как и стихотворений.
Сначала выберите текст. Возьмём такой небольшой пример:
Кошка гуляла на улице и заметила птичку, которую решила поймать и съесть. В этот же момент кошку увидела собака, гуляющая неподалёку. Собака начала лаять и напугала кошку так, что она убежала в кусты. Птичка тоже испугалась и улетела.
Затем нужно перенести текст в таблицу в виде картинок.
Как видите, при помощи этих изображений можно просто восстановить хронологию событий, а также суть рассказа.
Более того, мнемотаблицы помогают разбирать не только тексты, но и явления, которые тяжело объяснить на словах. Например, благодаря карточкам вы можете показывать эмоции или действия.
Развиваем воображение ребёнка при помощи мнемотехники
Это упражнение помогает развивать воображение не только детей, но и взрослых.
Правила просты: вам необходимо придумать небольшую смешную историю на основе случайного набора картинок. Вы можете сами подобрать изображения или доверить это ребёнку.
Например: «Однажды мама приготовила торт и ушла в магазин, поставив его на стол. Был солнечный день. Кошка, заигравшись с солнечными зайчиками, носилась по кухне. Вдруг солнечный зайчик метнулся на стол, и кошка прыгнула к нему, угодив прямо в торт. Кошка так испугалась, что в панике стала бегать по квартире и пачкать кремом всё — даже папины сапоги, которые спокойно стояли в коридоре и никого не трогали».
Смело придумывайте любые сюжеты — даже самые нелепые и абсурдные. Это поднимет настроение и вам, и ребёнку.
Как правильно пользоваться мнемотаблицами
Важно запомнить несколько правил, прежде чем активно пользоваться мнемотаблицами:
Подбирайте яркие и простые картинки. Дети должны с интересом заниматься по ним.
Не заставляйте маленького ребёнка учиться по мнемотаблице, если ему это неинтересно. В процессе детям должно быть весело.
Не переусердствуйте. Разбирайте с детьми не больше двух таблиц в день.
Примеры мнемотаблиц для заучивания стихотворений для дошкольников
Вот несколько примеров мнемотаблиц, которые можно использовать вместе с дошкольниками:
Мяч летает полосатый,
Мяч гоняют медвежата.
— Можно мне? (спросила мышка).
— Что ты! Ты ещё малышка!
По тропинке, вдоль дорожки,
В гости шли сороконожки,
Но в пути натёрли ножки,
Жмут, бедняжкам, босоножки.
Классический способ заучивания стихотворений
Если ребёнка не привлекли мнемотаблицы, то вы можете заучивать стихотворения и другими способами.
Мысленные образы. Родитель может с выражением, медленно читать текст, а дошкольник с закрытыми глазами представляет то, что происходит в стихотворении.
Жесты. Некоторые дети лучше запоминают стихотворения, если строки привязаны к определённым движениям — например, щелчкам, взмахам руки и качанием головой. Вы подбираете эти движения и вместе с ребёнком повторяете их во время чтения стихотворения.
Совместное чтение. Можно менять интонации стихотворения и его громкость или меняться строчками с ребёнком.
У каждого человека — свой тип восприятия. От этого зависит, каким способом ему легче запоминать информацию.
Например, для аудиала больше подходит повторение стихотворения вслух, его эмоциональное чтение или прослушивание своего прочтения на диктофоне.
Визуалам важно видеть текст, например, постоянно следить за строками в книге.
Кинестетикам подойдут жесты или прописывание строчек стихотворения от руки.