Дата публикации: 09.02.25

Время прочтения статьи: 10 мин

Можно ли забирать у ребёнка телефон?

Многих родителей волнует вопрос — сколько времени ребёнок должен проводить за смартфоном. И не зря, ведь чрезмерное использование телефона вредит нашему здоровью. Но как найти баланс, если гаджеты стали значимой частью жизни современного школьника? В статье рассказываем, чем опасны и полезны смартфоны и что делать, если ребёнок часами не выпускает устройство из рук.

Как смартфон негативно влияет на детей

Смартфон портит зрение и отнимает много времени, которое можно потратить с пользой. Но есть куда более серьёзные проблемы, которые появляются, если ребёнок сёрфит в интернете большую часть дня. Например, исследование из Японии показало, что дети, которые проводят больше одного часа за играми или скроллингом ленты, чаще сталкиваются с гиперактивностью, ментальными расстройствами и трудностями в общении.

Ещё сёрфинг в интернете негативно влияет на эмоциональное состояние детей из-за быстрого дофамина. Все мы получаем его, когда собираем урожай на виртуальной ферме, вместе с блогером смотрим обзор на реалити-шоу или скроллим ленту с миллионом смешных шуток.

В реальной жизни удовольствие получить сложнее — чтобы заработать пятёрку, нужно трудится несколько дней. Ребёнок, привыкший к лёгким победам, испытывает стресс, когда мама отказывает ему в немедленном удовлетворении желаний. Из-за этого возникают истерики или агрессия, которая обрушивается на родителей, младших детей или слабых одноклассников.

Дети, которые с раннего возраста проводят много времени за телефоном, часто сталкиваются с проблемами памяти, речи и мышления. Всё потому, что развитие когнитивных функций напрямую связано с мелкой моторикой: лепкой, рисованием ручками, перебиранием крупы. Ребёнок, который большую часть времени держит в руках телефон, никак не развивает мелкую моторику, а следовательно, и когнитивные функции.

Одно из самых неприятных последствий постоянного пребывания ребёнка в телефоне это интернет-зависимость. Это такое состояние, когда школьник отказывается от реальной жизни и большую часть времени проводит в интернете. Он даже может жертвовать сном и приёмами пищи ради того, чтобы как можно дольше поиграть или посмотреть видео своего любимого блогера. Конечно, эта зависимость сильно ударяет по качеству жизни ребёнка — он начинает меньше двигаться, нарушает режим дня и забивает на учёбу.

Нужно ли отбирать смартфон у ребёнка?

По статье 63 Семейного кодекса РФ, родители обязаны заботиться о психическом и физическом здоровье ребёнка. Если взрослый видит, что телефон наносит школьнику вред, то он имеет право забрать смартфон. Но если ребёнку больше 14 лет и он сам приобрёл телефон, то по статье 26 Гражданского кодекса РФ родители не могут отобрать у него купленное имущество.

Но в жизни мы не всегда руководствуемся законами, особенно когда они касаются отношений в семье. Даже если родитель имеет право отобрать у ребёнка телефон, такая мера сделает только хуже, особенно если у школьника уже есть зависимость. Лучшее решение в этой ситуации — выяснить причину интернет-зависимости.

Причины, по которым дети 24/7 проводят в телефоне

Телефон часто становится временным спасением от проблем. Например, дети, которые бояться знакомиться и заводить друзей начинают искать утешение в интернете — много играют или бесконечно смотрят короткие видео, чтобы не чувствовать себя одинокими.

Иногда проблемы со смартфоном у ребёнка могут быть связаны с недопониманием в семье. Например, если взрослые гиперопекают школьника — постоянно звонят, контролируют переписки и вкладки, не разрешают часто гулять с друзьями.

Конечно, в мире много опасностей, и родитель хочет защитить своего ребёнка, но тотальный контроль вредит психике. Школьник будет проводить много времени в телефоне, чтобы снять напряжение от давления или чтобы хоть где-то быть свободным в своих действиях. С другой стороны, недостаток контроля тоже вреден. Ребёнок не умеет ограничивать себя, и если взрослые не способствуют ему в этом, то он легко попадёт в зависимость.

Некоторых родителей воспитали с установкой, что проявлять эмоции это плохо. Этому они научили и своих детей, но чувства нельзя прятать, их обязательно нужно проживать.

Наша психика — сосуд, который периодически нужно опустошать при помощи проживания эмоций. Если в сосуде соберётся слишком много чувств, то со временем они превратятся в нечто неприятное — агрессию, селфхарм, апатию, зависимости, ментальные расстройства.

Дети, которых заставляют подавлять свои эмоции, находят им другой выход — играют в жестокие игры или буллят других, чтобы хоть таким образом опустошить свой сосуд. Некоторые дети видят выход в том, чтобы скроллить ленту и как можно меньше соприкасаться с реальным миром, потому что в нём слишком много триггеров для эмоций, а их нельзя проявлять.

Как помочь ребёнку, у которого есть зависимость от смартфона

Наладить режим дня. В первую очередь позаботьтесь о физическом теле ребёнка, потому что, как говорится, в здоровом теле здоровый дух. Если школьник недоедает и недосыпает, то у него не будет сил бороться со своей зависимостью. Включите в расписание время на сон, питание, отдых и сёрфинг в интернете. Задача родителей не убрать полностью телефон из жизни ребёнка, а сформировать с ним здоровые отношения, поэтому не исключайте бесполезное времяпровождение в смартфоне совсем.

Позаботиться о психологическом климате в семье. Начните с анализа своего поведения или обсудите с ребёнком, что его беспокоит. Также можно обратиться к семейному психологу, который поможет быстрее разобраться в ситуации. Специалист подскажет, чего ребёнку не хватает, и предложит способы улучшить отношения, чтобы поддержать малыша в избавлении от зависимости.

Помочь ребёнку подтянуть навыки коммуникации. На эту тему ребёнок может прочитать книгу «Как найти друзей и быть хорошим другом?». В ней есть теория и практика, которая поможет школьнику понять, что такое дружба и как правильно дружить. Ещё один вариант — записать его на курсы актёрского мастерства. На них ребёнок подтянет самооценку, научится работать в коллективе и, возможно, найдёт новых друзей.

Заменить часть развлекательного контента на что-то другое. Аудиокниги или подкасты можно ставить ребёнку вечером, ведь они не вредят сну, в отличие от скроллинга ленты. Большое количество рассказов и детских подкастов есть у проекта «ГусьГусь». Также ребёнку будет интересно послушать сказки, которые читают его любимые блогеры: Влад А4, Эльдар Джарахов, Рома Каграманов, команда шоу Импровизации.

Как предотвратить зависимость от смартфона

Единственный выход — выстроить экологичные отношения детей со смартфоном. ВОЗ рекомендует не давать детям младше года в руки любые гаджеты, а до пяти лет ограничивать сидение в телефоне до одного часа. С шести лет родители могут сами выбирать, сколько часов ребёнок может проводить в интернете. Заранее проговорите временные рамки и для их контроля установите приложение, которое будет блокировать социальные сети или игры после того, как истечёт запланированное время.

Также родители должны контролировать, какой контент потребляют дети. Для этого установите родительский контроль — функцию, которая блокирует неприемлемые видео или блогеров. Так взрослый приучит малыша смотреть только полезные и познавательные видео.

Успокаивать или награждать ребёнка телефоном — не лучшая идея. Так у детей сформируется паттерн — телефон может решить все мои проблемы. Лучше научите ребёнка экологично проживать даже тяжёлые эмоции: злость, тревожность, страх. И покажите ему, что, кроме смартфона, в мире есть много других интересных вещей. Для этого поощряйте его семейным походом на природу, мастер-классом по лепке, совместной готовкой, билетами в парк аттракционов.

Как полезно использовать смартфон

В начале мы обсудили, как смартфоны плохо влияют на детей. Но если не злоупотреблять просмотром тиктоков, то телефон может помочь ребёнку в учёбе или личной жизни:

  • Проверить знание правил. Ребёнок может проверять себя на тренажёрах и тестах, которых сейчас полно в интернете. Например, на сервисе «Грамота.ру» есть интерактивные упражнения по русскому языку.

  • Весело изучать школьные предметы. Если ребёнок устал читать скучные учебники, то предложите ему изучить литературу по лекциям платформы «Правое полушарие интроверта», скачайте приложение для освоения английского языка или покажите научпоп блог по физике.

  • Задать вопрос о чём угодно. И получить ответ от самого быстрого и умного искусственного интеллекта. Нейросети могут помочь ребёнку составить расписание дня или кратко рассказать о том, кто такие динозавры. Главное — следить, чтобы малыш не хитрил и не заставлял ChatGPT писать за него домашние задания.

Коротко о главном


  • Важно с самого рождения приучать ребёнка к тому, что скроллинг в интернете нужно ограничивать;

  • Смартфон может нанести вред, если сидеть за ним по несколько часов в день, но также он может стать помощником в учёбе и жизни;

  • Просто так зависимость от смартфона не появляется, у явления есть социальные или психологические причины;

  • Совсем отбирать телефон или запрещать ребёнку в нём сидеть невозможно — сейчас у нас вся жизнь в смартфоне.
  • Сергиенко Татьяна
    Автор статьи