• /
  • /
Дата публикации: 16.01.25

Время прочтения статьи: 10 мин

Ребёнок не хочет в школу. Что делать родителям?

Представим, что каждый день вы исправно отправляли вашего ребёнка в школу. Но вдруг в середине рабочего дня вам неожиданно звонит обеспокоенный учитель и спрашивает: «Где ребёнок? Он уже неделю не приходил на занятия». Как вы отреагируете?

Многих родителей прогулы детей напугают и даже разозлят. Тем не менее, следует взять себя в руки и спокойно разобраться в проблеме, чтобы окончательно не отбить у школьника тягу к знаниям. Так, вернуть ребёнку интерес к занятиям поможет Udemika — благодаря специальному игровому подходу она делает учёбу интересной и эффективной.

Но сначала вам нужно понять, почему ребёнок прогуливает школу. В этом поможет наш практикующий психолог, вице-президент «Ассоциации практической психологии» и сооснователь Клуба современного отцовства и материнства «818» Лилия Богуцкая.

Почему ребёнок не хочет идти в школу

Вспомните себя в этом возрасте: скучные занятия, строгие учителя, долгие уроки — уже этого достаточно, чтобы отбить интерес к учёбе. Нормально, если ребёнок изредка прогуливает школу, ведь дети устают, иногда им нужен день отдыха. Но стоит беспокоиться, когда прогулы — регулярность. Вот из-за чего дети обычно пропускают школу:

Не даётся учёба

Школьник может прогуливать уроки, если не справляется с нагрузкой. Учёба — это череда испытаний для детей. Их становится ещё больше, когда ребёнок приходит на занятие неподготовленным: нужно признаться, что ты не понял тему или не сделал домашнюю работу; получить двойку; выслушать выговор от учителя. Со временем стресс накапливается, и ребёнок всё меньше хочет посещать место, которое вызывает так много негативных эмоций.
Мы советуем вам задаться такими вопросами:
  • Проблема в одной теме или в нескольких?
  • Проблема в одном предмете или в нескольких?
  • Мы сможем нагнать программу сами, или понадобится специалист?
Неуспеваемость ребёнка может сильно беспокоить, но с ней работать легче всего — здесь поможет повторный разбор темы с учителем или хороший репетитор.

Проблемы с одноклассниками или учителями

Чаще всего дети боятся ходить в школу из-за некомфортной среды. Проблема может быть как в учителях, так и в других учениках.
Иногда учителя выбирают неправильный подход к детям — они обращаются с кем-то слишком строго или, наоборот, слишком мягко. Что делать в таком случае вам? Поговорите с учителем, расскажите ему, какое отношение мотивирует именно вашего ребёнка.

— С учителями надо разговаривать. Только вы знаете своего ребёнка. Вы отдаёте ребёнка в учебное заведение, в котором его не знают. В школе знают только о неких усредненных параметрах нормы, они знают в системе оценивания от единицы до пятёрки. Но ваш ребёнок уникален, поэтому только вы можете рассказать, какой он, какой у него есть подход. До того, как отдать его в школу, вы же как-то научились с ним договариваться. Принесите это знание вашему учителю, — уверена Лилия.

Вот в классе есть девочка Маша — на неё нельзя кричать, и её родители это знают. Маша лучше учится, если учитель скажет: «Маша, как здорово ты стараешься! Если успеешь выполнить задание до конца урока, то получишь пять». Если на Машу давить, то она начнёт нервничать и плакать — это нам, конечно, не нужно.

А ещё есть мальчик Петя. В целом, он хороший парень, но любит баловаться на уроках, поэтому с ним нужно говорить построже: «Петь, я сейчас рассержусь!».
Кроме того, школьник может прогуливать уроки из-за конфликтов с другими детьми. Возможно, ребёнок поссорился с соседом по парте или повздорил со старшеклассником. В любом случае вам необходимо выяснить причины конфликта и постараться примирить ребят, пока всё не переросло в куда более серьёзную проблему — буллинг.

Всего есть три участника буллинга: жертва, палач и смотрители. Решающую роль играют именно те, кто наблюдает за конфликтом.

— 80% буллинга заканчивается, когда свидетели начинают что-то говорить, например: «Ты что, так нельзя делать!», или когда они идут и рассказывают персоналу школы о том, что происходит. Чаще всего смотрители это не делают из-за страха, что их тоже накажут. Буллеры, скорее всего, сами жертвы какой-то домашней истории. … Нам нужно высвечивать этот инцидент как ненормальный, иначе и палач, и жертва принимают его за норму, — объясняет психолог.

Бывает, что учителя сами становятся инициаторами буллинга или создают среду, в которой он активно расцветает. Например, когда педагоги насмехаются над отдельными учениками или игнорируют ссоры между детьми. Разобраться с этой проблемой помогут школьный психолог и директор школы.

В школе скучно

Не всем детям интересна школа — некоторые занятия кажутся им скучными или бесполезными. Скука также может возникнуть по двум причинам:

  1. Ребёнок справляется с заданиями быстрее других одноклассников. Он освобождается, когда другие дети ещё заняты. Следовательно, школьник ищет более интересные занятия.
  2. Ребёнок, наоборот, что-то не понимает, а потому отстраняется от учёбы и занимается делами, которые ему ближе.

Как вернуть любовь к занятиям

Когда вы поняли, почему школьник прогуливает уроки, наступает следующий этап: нужно возрождать интерес ребёнка к учёбе. Можно сделать это как самостоятельно, так и с помощью специалистов — психологов и экспертов по развитию мягких скиллов, которые буквально «учат детей учиться».

Маленьких детей и подростков нужно возвращать в учёбу по-разному:

Для первоклассника

Большинство детей уже с 7 лет и психологически, и физически готовы к школе. Более того, именно в этом возрасте у них активно растёт любознательность. Тем не менее, этот интерес может уйти на второй план, если ребёнок постоянно тревожится из-за домашних проблем.

Возможно, ребёнок отказывается идти в первый класс, потому что не прошёл сепарацию — недостаточно отделился от семьи, не готов начинать новый этап жизни, ему сложно войти в социум. Например, есть такой необычный показатель сепарированности ребёнка:

— Если в садике ребёнок уже «переженился» и «замуж повыходил» много раз, то в школу он точно готов идти. Если ребёнок активно проигрывает это в детском саду, значит, сепарационный процесс идёт хорошо — родители психологически выгнали ребёнка из своей пары, он пошёл в свою, — делится эксперт.

В любом случае вам нужно поговорить с ребёнком и вернуть ему интерес к учёбе. Мягко узнайте, почему он боится ходить в школу. Главное, не обесценивайте его проблемы — дети относятся к ним серьёзно.

После этого:

1. Объясните, что бояться или стесняться — это норма;
2. Расскажите о плюсах учёбы, о новых увлекательных знаниях и о предметах, которые в будущем точно понравятся вашему ребёнку. Здесь ориентируйтесь на интересы ваших детей;
3. Не уделяйте оценкам слишком много внимания. Убедите ребёнка, что тройка или двойка не разрушит его жизнь, что оценку можно исправить и что вы продолжите его любить.

Для подростка

Часто подростки боятся посещать школу, потому что им тяжело презентовать себя, у них могут быть сложности с самооценкой. В целом, к ним нужно применять тот же подход, что и к маленьким детям, но добавляется и кое-что новое:

1. Интересуйтесь самочувствием ребёнка, его внутренними переживаниями. Не давите, если он не хочет отвечать. Главное тут — комфортная атмосфера.
2. Поговорите с подростком о его целях, о выборе профессии. Напомните, что школа — это основа для его будущих занятий. При этом уважайте выбор вашего ребёнка, напоминайте, что любите его.
3. Поддержите ребёнка. Переходный возраст — тяжёлое время не только для родителей, но и для детей. Подросток должен знать, что вы всегда будете на его стороне и защитите его.

Если дети не хотят говорить о проблемах и переживаниях, обратитесь к психологу.

Как поговорить с ребёнком

Чтобы сохранить тёплые отношения с детьми, родителям нужно придерживаться такой тактики:

  1. Говорите с ребёнком о прогулах спокойно, без криков, упрёков и агрессии.
  2. Показывайте детям, что вам важны их самочувствие, проблемы, будущее.
  3. Доверяйте ребёнку. Конечно, в рассказе он может что-то преувеличить или где-то приврать. Тем не менее, если ребёнок отказывается идти в школу, значит, на это есть причина.
Кроме того, объясните школьнику, что учёба — это его обязанность.

— Ходить в школу — это принятие ограничений. Можно идти в школу, не любя её, можно идти в школу расстроенным, можно идти в школу, боясь и решая вопрос именно там. … Ребёнку нужна мотивационная поддержка, следует говорить: «Ты справляешься», «Ты молодец», — советует психолог.

Иногда давайте детям послабление. Вот что поможет вашему ребёнку отдохнуть от учёбы и легче смириться с её необходимостью:

Договоритесь, что один раз в месяц ваш ребёнок сможет пропустить учёбу без объяснения причин, если в этот день не стоит контрольная. Допустим, он просыпается и понимает, что сегодня хочет остаться дома. Тогда вы звоните учителю и говорите, что ребёнок не придёт в школу «по семейным обстоятельствам». Можно заранее выбрать день, например, пятницу или понедельник — так у школьника будет сразу три выходных. Конечно, дети будут щупать границы и попробуют оставаться дома чаще, но стойте на своём.

Почему пропуск одного дня — это так важно?

Школьники действительно сильно устают, особенно в ноябре, когда световой день сокращается, и в апреле, когда у детей накапливается общая усталость от учёбы. В целом, детям легче жить, когда они знают, что могут организовать себе день отдыха.
Подобный выходной день можно устраивать не каждый месяц, а дважды в год.

Как родители могут помочь школьнику

Не только учителя, но и родители несут ответственность за обучение ребёнка. Вот что вы можете сделать:

  • Для начала поговорите с учителем. Он поможет выявить проблемы, даст несколько советов и расскажет, на какие слабые точки в обучении ребёнка нужно обратить внимание.
  • Если у школьника проблемы с концентрацией и усидчивостью, вы можете обратиться к нейропсихологу.
  • Также вспомните, как вы относились к интересам ребёнка раньше: отвечали ли на его вопросы, делились ли новыми знаниями, которые почерпнули из книг, статей или подкастов. Дети повторяют поведение родителей и тянутся к учёбе, если вы подаёте им хороший пример.
  • Покажите на практике, зачем нужна учёба, где и как применяются школьные знания.

Кстати, сконцентрироваться на учёбе помогает и спорт — он «собирает» ребёнка, делает его более ответственным, а ещё позволяет почти неподвижно просидеть в школе все уроки. Главное, что в спорте есть фигура тренера, наставника, которая поддерживает школьника и учит его достигать целей. Такой же опорой ребёнку может стать психолог или репетитор.

Ещё один важный момент: жизнь ребёнка не должна крутиться только вокруг учёбы. Школа и так занимает большую часть его дня — давайте детям отдохнуть от занятий. Говорите с ребёнком не только о школе, но и о жизни за её пределами.

Можно ли мотивировать школьника материально

Вы можете поощрять ребёнка и чем-то материальным: купить фломастеры, новую игрушку, билеты в кинотеатр. Некоторые родители дают школьникам и денежное вознаграждение — например, за окончание четверти без троек.

Но помните: материальная мотивация не должна быть самой важной и единственной. Ваша цель — заинтересовать ученика не столько хорошими оценками, сколько полезными знаниями.

Другие причины, почему дети не хотят ходить в школу

Плохое самочувствие — это тоже частая причина прогулов.

Например, ребёнок устаёт, когда пять дней в неделю ходит в школу, затем делает уроки, одновременно занимается в трёх кружках, а на выходных ещё и посещает репетитора. Одни дети легко переносят такие нагрузки, а другие с трудом справляются даже с ежедневным посещением школы.

Лилия вспомнила такой пример из практики.

Раньше мальчик Петя хорошо учился, однако в какой-то момент стал вялым, начал опаздывать на уроки, его успеваемость ухудшилась. Оказалось, что недавно семья завела собаку, и каждый день именно ребёнок гулял с ней — он не успевал выспаться и не справлялся с такой нагрузкой. В итоге родители разгрузили сына: дважды в неделю питомцем занимался кто-нибудь другой, а школьник мог поспать.

Совет родителям: обращайте внимание на изменения в жизни ваших детей. Им нужно время, чтобы адаптироваться к ним.

В каких случаях можно задуматься о смене школы

Подумайте о том, чтобы сменить школу, если:

1. Подход учителей не подходит вашему ребёнку. Иногда преподаватели ведут себя слишком жёстко и даже после беседы с родителями продолжают давить на детей — повышать голос, излишне строго ругать. Из-за этого ученики тревожатся, у них вырабатывается стойкая неприязнь к учёбе. Школу в таком случае сменить проще, чем педсостав.

2. В школе слишком сложная программа. Представим, что у ребёнка есть предрасположенность к языкам, а вы отдали его в школу с техническим уклоном — в таком случае ученик будет с трудом тянуть школьную программу и переутомляться. Присмотритесь к сильным сторонам ребёнка и переведите его в подходящую школу.

3. Над ребёнком издеваются в школе. Как только вы узнали о травле, необходимо вмешаться. К сожалению, иногда помогает только перевод в другое учебное заведение.

  • Минор Дана
    Автор статьи